?

Log in

No account? Create an account

Wed, Dec. 29th, 2010, 12:34 pm
Национализм и его виды (Фашизм, нацизм, патриотизм, шовинизм, ксенофобия, расизм, нация, этносы...)

 

Начал редактировать стенограму своей лекции на Селигере в лагере НАШИх, в сегменте движения "Россия молодая", прочитаную в 2009 году и анонсированную там с названием "Национализм и его виды". Выкладываю здесь первый фрагмент. Т.к. лекция читалась в лагере НАШИх, то и язык изложения соответствующий.

Национализм и его виды (Фашизм, нацизм, патриотизм, шовинизм, ксенофобия, расизм, нация, этносы...)

Тема национализма вызывает недопонимание даже у экспертов, которые, казалось бы, должны в этой теме разбираться профессионально. Здесь зачастую происходит путаница понятий, различные недоразумения, поэтому хотелось бы кратко, экспресс-методом осветить явление, называемое у нас национализмом.

Для того чтобы с национализмом эффективно бороться (если кто-то собирается с ним бороться), нужно знать своего врага в лицо, понимать основы этого явления, его суть. Необходимо хорошо знать тему, чтобы давать ответ тем, кто может обратить ваше внимание на отсутствие четкой грани между такими понятиями, как «национализм» и «фашизм», «национализм» и «патриотизм», ведь так сложилось, что патриотизм – это хорошо, а фашизм – это плохо. Национализм – это вообще что? Часто под национализмом понимают нечто другое, то, чем он не является, возникает путаница.

Границы перехода патриотизма в национализм, а национализма в шовинизм нужно чётко разделять, а понятия национализм, фашизм, расизм, ксенофобия, шовинизм – различать, понимать и отличать друг от друга. Также мы кратко рассмотрим понятия этнос, народ, нация, национальность, империя, для того чтобы полноценно себе представлять всю картину.

Национализм

Начнем собственно с понятия «национализм». Это понятие является, во первых, европейским, а во-вторых - политическим. Оно возникло в тот момент, когда основной категорией населения в Европе стал индивид, личность, или гражданин, т.е. горожанин. Отнести возникновение такого социального субъекта, как гражданин можно приблизительно к периоду французской революции.[1] 

После начала распада империй в Европе, на их месте начали образовываться государства-нации, устроенные по модели «республики». Государство-нация – это образование, которое ограничено административными границами, а населяют его граждане этого государства, атомизированные индивидуумы. Каждый гражданин имеет свой набор индивидуальных качеств. Соответственно стираются его коллективные качества, такие как этническая принадлежность, религиозная принадлежность, культурная, и т.д. Набор его индивидуальных качеств является главным критерием его оценки. Этот атомизированный гражданин, или индивидуум, и является главным субъектом государства-нации.

Государство-нация – état-nation – это «республика», со строгой административной границей, населённая гражданами, индивидуумами. Это политическое образование и называется на Западе, в западной политологии - нацией. Так сложилось со времён французской революции. Нация – это политическое сообщество, в которое включены все граждане одного государства с определёнными административными границами. Это понятие в Европе никак не связано ни с этносом, ни с религией, ни с культурой. Оно связано только с понятием «гражданство». К примеру, если ты имеешь французское гражданство независимо от твоего этнического происхождения – будь ты эфиопом, арабом, или славянином, католиком или мусульманином – ты всё равно являешься французом, т.е. принадлежишь к французской нации. Этот порядок окончательно установился после Первой мировой войны. Ни к происхождению, ни к расе, языку, культурному или конфессиональному облику граждан государства понятие нация не имеет отношения. Оно носит исключительно политический окрас. Соответственно, национализмом в Европе – и это понятие вытекает из понятия «нация» - называется любовь граждан к своему государству, государству-нации – état-nation. Это понятие сохранилось в своём французском, оригинальном формате именно за счёт того, что такое образование, как «государство-нация», возникло вследствие Великой французской революции.

Что касается такого явления, как гражданин, то, например, несколько ранее, в Римской республике, где широко использовалось это понятие, «гражданин» был политизирован, т.е. неразрывно связан с понятием «политея». После французской революции гражданин стал просто индивидуумом, даже вне всяких политических позиций, т.к. права всех граждан без исключения уровняли, исчезла политическая градация. Таким образом, национализм, возникший в Европе – есть ни что иное, как политическое явление, выражающее любовь граждан к своему государству, понимаемому как административное государство-нация. Такая конструкция носит название политическая нация или просто нация.

Эта конструкция стала доминирующей в Европе, особенно после Первой мировой войны, когда окончательно распались последние империи в Европе, а на их месте сложились государства-нации, или просто европейские нации. К тому де периоду относится возникновение Лиги наций, создавшей основу современного политического миропорядка.

Либерализм

Одновременно с ценностями французской революцией в Европе установились т.н. либеральные ценности, то есть либерализм. Собственно, буржуазная французская революция стала провозвестником такого идеологического течения, как либерализм, окончательно сформировавшегося к началу XX столетия.

Либерализм отрицает ценность государства, утверждая доминирование атомизированной личности, мотивированной частным интересом. Либерализм исходит из того, что рынок – это есть саморегулирующая функция общества, которая даёт развиваться сильным, понижает общественный и социальный статус слабых, и любая ситуация регулируется рынком. Каждый человек, каждая личность, каждый индивид волен заниматься своим обогащением, наживой, соответственно, участвовать в рыночных процессах, свободно покупать, продавать, и никто не должен вмешиваться в этот процесс. На этой основе были постулированы права индивида на свободную торговлю, получившие чуть позже политический окрас и более широкое определение - права человека.

Роль государства в такой либеральной рыночной модели уходит на второй план. В идеале, в соответствии с либеральной моделью, государство вообще не должно вмешиваться в рыночные процессы. Либерализм утверждает, что рынок сам всё расставит на свои места. Таким образом либерализм бросает вызов государству. Он говорит влиянию государства на общество «нет», ибо общество, в либеральном представлении, должно заниматься исключительно личным обогащением, представляя собой атомизированную стихию рынка. Государство для либерального общества – не ценность, его влияние, в соответствии с либеральными представлениями, отодвигается на периферию общественной жизни. Государство начинает выполнять в таком обществе технические функции, связанные, в основном с вопросами безопасности, а конкретнее, охраны частных собственников, в первую очередь, крупных, от тех, кто на их собственность покушается. Рынок в либеральном представлении – единственная ценность, он всё ставит на свои места. Индивид со своими правами выходит на первый план и становится мерой всех вещей.

Национализм как ответ либерализму

С появлением либерализма после французской буржуазной революции, ценность государства-нации постепенно стала занижаться, уступая либеральным воззрениям. Это вызвало реакцию в обществе, некие реакционные импульсы со стороны той части общества, которая не соглашалось с либеральной логикой о том, что государство – это не ценность. В Европе появилось огромное количество политических течений, которые не принимая логику либерализма выступили против него, утверждая, напротив, что государство - это ценность. В пределе, утверждали они, государство – это вообще самая главная ценность. Т.е. не индивид с его частными интересами, а государство, отстаивающие интересы общества или большинства. Участники таких политических движений и партий в Европе начала XX века стали называться «этатистами», т.е. от état-nation. Этатисты – это сторонники государства-нации, и усиления роли государства в общественных процессах.

Фашизм

В частности в начале 1920-х годов, к примеру, в Италии образовалось этатистское движение, которое объединило в себе деятелей культуры, искусства, писателей, философов, большое количество сторонников левых, социалистических взглядов, которое выступало за сохранение ценностей государства и за то, что либерализм должен покинуть общественную арену. Эти движение получило название «Единство», т.е. «фашио» - пучок, связка, символизирующая единение.

То есть фашистское движение в Италии 20-х годов объединило людей, выступающих за сохранение государства, утверждающих ценность государства. Они утверждали – государство – это ценность, и мы будем отстаивать это. Кто будет выступать против этого, в частности, либерализм, - с тем мы будем бороться. Вместе с ценностью государства в политике, они также утверждали левые ценности в экономике, что государство должно быть социальным. Вместо «невидимой руки рынка», либерального принципа, согласно которому слабый умирает, а сильный возвышается – социальное государство – каждый получает свой минимум для того, чтобы выжить в сложный жизненный период, каждый имеет право на жизнь и существование, не только сильный, но и слабый. Государство должно в такой ситуации регулировать, т.е. перераспределять национальное достояние, достояние государства-нации между сильными и слабыми. По справедливости. Это политическое движение получило название фашистское движение, а его политическая идеология стала называться «фашизм».

Абстрагируясь от исторического контекста, который в дальнейшем стал ассоциироваться с этим термином, в чистом виде «фашизм» - это политическая идеология, возникшая в 1920 годах в Италии и провозгласившая правые принципы в политике – ценность сильного государства, и левых принципов в экономики – социальные принципы равенства экономических возможностей, регулируемых государством.

Консервативная революция и национал социализм

В этот же период в Европе возникло движение консервативных революционеров, которые утверждали, что буржуазные ценности французской революции являются губительными для народов Европы. В противовес этому они предлагали восстановить традиции народов Европы, их изначальные ценности. Но восстановить их не эволюционно, как они разрушались, а революционно, т.е. сразу. Консервативные революционеры предлагали быстро, стремительно восстановить консервативные, традиционные ценности народов Европы, революционным путём, т.е. совершить консервативную революцию. Это движение называлось консервативно-революционным, или консервативными революционерами.

На его основе, опять-таки в рамках противостояния либерализму, набирающему обороты в Европе, вскоре возникло движение национал-социалистов. Национал-социалисты – это те (мы не берем исторический контекст этого понятия), кто провозглашает ценность нации, то есть государства-нации плюс социальные принципы, т.е. принципы социальной, социалистической справедливости. Это идеологическое течение получило название национал-социализм. В отличие от консервативной революции оно было более политизированным, менее романтичным и метафизическим, более приземлённым и конкретным.

Напомним ещё раз, что всё это происходило в Европе начала XX столетия, именно там, где родилось и укрепилось понятие государство-нация, ограниченное административными границами и населённое гражданами.

Таким образом государство-нация – это административная граница, населенная индивидуумами. Либеральным же государством называется то, в котором каждый гражданин рассматривается отдельно от государства. Государство же осуществляет исключительно полицейские функции и решает вопросы внешней безопасности.

Либерализм – это то, что утверждает, берет за основу индивидуума, т.е. отдельно взятого гражданина и рынок – регулирующий общественный инструмент, который всё расставит на свои места. Соответственно, либерализму противостоят сторонники государственных ценностей – государство должно регулировать общественные процессы, беря на себя функции социального регулятора.

В рамках этатистского движения в Европе возникает множество политических и идеологических течений, в частности таких, как: фашизм, консервативная революция, национал-социализм и др. Последний был особо распространён в Германии, где национал-социалистическое движение обрело большую популярность. Оно ветвилось на множество партий, политических групп, небольших маргинальных сообществ. Одним из таких сообществ Германии конца 1920-х годов была маленькая, как сейчас выражаются – карликовая Национал-социалистическая рабочая партия Германии (NSDAP). В эту карликовую партию, состоящую из семи человек, пришёл никому неизвестный художник, раненый фронтовик-ефрейтор, контуженный на всю голову, бывший участник Первой мировой войны, Адольф (Шикельгрубер) Гитлер.

Они тоже исходили из того, что государство - это ценность, а либерализм – это то, что разрушает европейскую идентичность. Все эти движения набирали обороты в Европе в начале ХХ века, и все они классифицировались как националистические, т.е. отстаивающие ценность нации, или государства-нации. Участников и сторонников этих движений называли националистами. Считалось, что они отстаивают правые воззрения в политике. 

Таким образом, националист, тот, кто отстаивает правые взгляды в политике, выражающиеся в поддержке идеи государства-нации – как ценности.


[1] 14 июля 1789 года - 9 ноября 1799 года

Фото